Frontier who watches the watchmen?

Бесплатный сыр и мышеловки

В конечном итоге, либо ты платишь за продукт, либо продукт — это ты. Твои интересы, твоя работа, твои питомцы, твоё внимание. Простая мысль, которую сложно выкинуть из головы, она грызёт меня, когда запускается очередной новый бесплатный Tinder для собак.

Большинство сервисов, которые мы любим, работают именно по второй модели. ВК бесплатен, а за сервера платят рекламодатели. Поиск Гугла доступен за так, ведь его оплачивают рекламодатели, которым нужен ты. И даже посты Милфгарда из Мосигры на Хабрахабре: клёвые, действительно клёвые статьи в обмен на лояльность, которая получается вроде сама по себе. Когда мне нужно было купить «Стартап», я мог пойти в любой из магазинов настолок в Петербурге, но выбрал Мосигру. Окупаются ли его статьи? В долгой перспективе — да. И интернет полнится хорошим контентом, что можно счесть общественным благом. Окупаются ли Гугл и ВКонтакте? Несомненно. Все ли довольны? Не факт.

С другой стороны баррикад стоят платные продукты, где происходит прямой обмен денег на услуги. Да, это звучит гораздо приземлённее, нежели пафосная реклама бесплатных сервисов, которые существуют на доходы от рекламы (всё должно быть доступно всем, прямо сейчас и бесплатно!), но это вариант надёжнее. Меньше посредников → честнее отношения. Зачем продавать пользователя рекламодателям, если он и так платит за подписку? Хотя некоторые совмещают и оба варианта, например, freemium, который для своей эффективности обычно невыносим настолько, что проще не пользоваться вообще или всё же оплатить. А ненавязчивый фримиум/триал не работает, вспомните WinRar/WinZip.

Someony accidentaly buys full version of WinZip (comic)

И ещё есть, конечно, куча переходных состояний. В том же ВКонтакте теперь можно купить стикеры, какие-то проекты могут существовать на деньги создателя/венчурных инвесторов, не склоняясь в ту или иную сторону, пока есть деньги.

Люди привыкли, что единственное, за что они платят в интернете — это абонентская плата провайдеру. Провайдерам хорошо. А создателям контента уже не так хорошо, люди не хотят платить, они просто не понимают, за что они должны отдать свои кровные. Сколько людей стонало про то, что подписка на Ведомости или Дождь стоит денег, что легальные книги в интернетах тоже стоят денег – не сосчитать. Я помню, как с появлением Gmail в 2004 один за одним угасали сервисы платной почты, чтобы подобно фениксу вернуться в десятых, когда людей озаботила приватность.

Всем хочется клёвых, полезных, бесплатных сервисов, в том числе и самим разработчикам. Проблема в том, что мир так не работает: для очередного убийцы Фэйсбука нужны сервера, серверам нужно электричество, электростанции нужно топливо, которое построил Джек. Проекты могут существовать некоторое время на деньги основателя, но в таком случае всё зависит от фаундера и масштабы ограничены им же. Грубо говоря, можно создать клон ВК без рекламы. И пока там будет до тысячи пользователей, всё удовольствие на сервера может стоить создателю по цене чашки кофе в Старбаксе в месяц. Но десять тысяч, сто тысяч, миллион пользователей – и так уже не получится.

Сможет ли интернет выйти из этой парадигмы, в основание которой зацементирована реклама? Не так давно Гугл запустил в тестовом режиме программу Contributor, где ты платишь $1–$3 в месяц в обмен на непоказывание рекламы на участвующих в программе сайтах. Взнос распределяется между сайтами в зависимости от частоты посещения.